You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Загрузка...

Развивающие упражнения для детей — 30 игр для развития навыков вашего ребенка

Что такое игра для ребенка: развлечение, времяпрепровождение, забава? Совсем нет! Все детские психологи сходятся во мнении, что игра — это комплекс развивающих упражнений. Через игровые занятия ребенок развивается, совершенствует логическое и образное мышление, обучается навыкам и знакомится с окружающим миром. 

Нужен совет профессионала, каким образом лучше развивать своего ребенка, обратитесь к нашим психологам. Они не только сделают оценку уровня его развития, но и порекомендуют наиболее подходящие развивающие упражнения и детские игры.

Особенности развития детей дошкольного возраста

Верно подобранные и проводимые игры являются хорошим методом воспитания для любого ребенка. Главной особенностью развития детей дошкольного возраста является жгучий интерес ко всему новому. Потому взрослым, которые заботятся о правильном росте и воспитании маленьких детей, следует подбирать игры, которые разовьют навыки и умения, особенно необходимые в младшей школе. Главное внимание следует уделить тем играм и игрушкам, которые развивают мелкую моторику, логическое и образное мышление, память и воображение ребенка.

Основные особенности развития детей дошкольного возраста:

  • Мышление и память.  В возрасте от 3 до 7 лет память непроизвольная. Лучше всего в этот период дети запоминают то, что вызывало у них сильные отрицательные или положительные эмоции. С возрастом у малышей начинает формироваться механическая память, и сильно увеличивается словарный запас. К 7 годам дети способны определить причины и последствия поступков.
  • Эмоции и психика. В период от 3 до 7 лет у малышей закладывается самосознание. Они начинают видеть и оценивать себя со стороны. Помимо этого, увеличивается разнообразие эмоций: кроме радости или страха, ребята начинают грустить, сердиться или испытывать ревность. Большую роль в этом процессе играют близкие люди: они должны поддерживать ребенка и научить его не только правильно выражать свои эмоции,  но и развивать его впечатления.
  • Развитие и рост. С 3 до 7 лет идет активные рост всего организма малыша. Для того, чтобы он развивался правильно, необходимо наладить полноценное питание, заложить привычки правильного пищевого поведения и нагружать ребенка физическими упражнениями через подвижные игры.

Родителям детей дошкольного возраста необходимо правильно развивать своего ребенка. Если вы не знаете, каким образом это лучше сделать, обратитесь за консультацией к нашему детскому психологу. Он не только проведет диагностику, но и порекомендует наиболее подходящие для малыша игры и развивающие занятия.

Развитие мелкой моторики

Развитие мелкой моторики очень важно для детей дошкольного возраста. Ведь именно благодаря ей у человека есть возможность выполнять точные и мелкие движения при помощи внутренней скоординированности всех мышц, нервов, зрения и мозга. Кроме того, развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи малышей.

Развивать мелкую моторику следует с раннего детства. В начале грудничкам нужно делать нежный массаж кистей рук и пальчиков для стимуляции коры головного мозга. В раннем детстве предпочтение следует отдавать простым пальчиковым играм, которые сопровождаются чтением забавных стихов: “Сорока-ворона”, “По кочкам, по кочкам”, и других. Кроме того, детей необходимо обучать простым навыкам самообслуживания: застегнуть- расстегнуть пуговички, развязать и завязать шнурки, и так далее.

Хороший эффект для развития мелкой моторики дают следующие игры:

  • с бумагой. Такие игры включают в себя конструирование и аппликации из цветной бумаги и других материалов; 
  • с конструктором. Может использоваться любой вид детского конструктора;
  • с сыпучими материалами: крупами, пуговицами, болтами и другим;
  • с карандашами, мелками, фломастерами. Чаще всего применяют дорисовку или разнообразную штриховку;
  • с пластичными массами: тестом, пластилином, песком. 

Самые простые и эффективные упражнения на развитие мелкой моторики:

Игры на кухне

  • Насыпьте в разные миски фасоль, горох, рис или гречку. Дайте ребенку перебирать пальчиками содержимое. Затем все ссыпать в одну посуду и попросите малыша разложить содержимое по разным тарелкам. Со временем задание можно усложнить: завяжите ребенку глаза или дайте разбирать содержимое непрозрачного мешка.
  • Замесите соленое тесто и попросите малыша слепить из него простые фигурки: круг, шарик, колбаску. Затем усложните задание: помогите ему сделать из теста различные фигурки.
  • Попросите ребенка сгруппировать большие предметы с большими, маленькие с маленькими. Это хорошая подготовка к навыкам счета.

Игрушечные книжки с окошками, съемными фигурками и клапанами

Эти игрушки знакомят малышей не только с окружающим миром, но и развивают мелкую моторику пальцев. Существуют книжки на разные тематики: “Транспорт”, “Животные”, “Растения”, “Посуда” и другие.

Количество и частота  занятий на развитие мелкой моторики зависит от возраста и уровня подготовки каждого отдельного ребенка. Необходимо помнить, что занятие не должно превышать 20 минут. На первоначальном этапе оно может составлять 10 минут. Как только ребенок начинает отвлекаться, занятия следует прекратить.

Чувство ритма у детей

Для того, чтобы позже научится петь, танцевать и декламировать стихи, у дошкольника важно развить чувство ритма. Даже если родители не планируют отдавать в дальнейшем малыша на занятия музыкой или танцами,  хорошее чувство ритма помогает правильному восприятию и воспроизведению речи. 

Уже с 1,5 — 2 лет можно обучать детей чувству ритма. Для этого вовс не обязательно посещать специальные кружки и студии. Все занятия могут проходить дома:

  1. Ударники. Дайте своему малышу ведро или кастрюлю, и предложите стучать по нему при помощи ладошек или палочек. При этом необходимо самому показать пример: выстукивать определенный ритм, постепенно его усложняя.
  2. Пение и танцевальные движения. Дети с удовольствием повторяют ритмичные движения в такт песне за своими родителями. Таким образом они не только заучивают слова, но развивают чувство ритма.

По мере того, как дети будут повторять ритм все более точно, следует усложнять занятия: добавлять более сложные ритмичные звуки и танцевальные элементы.

Зрительная память

Зрительную память используют, чтобы получить, оценить и запомнить информацию об окружающем мире. Для малыша это один из главных источников знаний в этот жизненный период. От того, на сколько будет развита зрительная память дошкольника, зависит его успеваемость в школе. 

Для того, чтобы развить детскую зрительную память, лучше всего зарекомендовала себя следующая игра:

Мемори. Для этой игры нужно запастись карточками с парными картинками. Есть несколько вариантов этой игры: 

  • положите карточки изображением вниз, открывайте по паре одинаковых карточек за раз, и просите ребенка запомнить и выбрать парные. Начать можно с трех-четырех пар, затем их количество рекомендуется увеличить.
  • усложните задачу: подбирайте пары. Например, животные и их детеныши, большое- маленькое, части одного целого, объединение по цветам, и тому подобное.
  • разложите разные карточки, попросите малыша запомнить, где какая лежит. Затем перемешайте их, и предложите ему разложить карточки по местам.

Развитие памяти существенно улучшит любой процесс обучения и подготовит ребенка к трудностям школьного периода.

Пространственное мышление

Пространственное мышление, это один из показателей развития психики ребенка. Оно позволяет мыслить образами. Именно благодаря пространственному мышлению малыш может отличать одну геометрическую фигуру от другой, строить из конструктора фигуры, находить кратчайшую дорогу.

Для каждого возраста необходимы разные занятия на развитие пространственного мышления. Дошкольники могут решать пространственные задачи путем перемещений: наложение фигур друг на друга, совмещение, перегруппировка, добавление или удаление отдельных частей фигур: все это способны делать дети при соответствующей подготовке. Кроме того, ребята в этом возрасте уже способны:

  • рисовать узоры или предложенный орнамент;
  • соотносить длину отрезков и размеры фигур;
  • соединять последовательно точки, чтобы нарисовать картинку;
  • отличать острый, тупой или прямой углы.

Для того, чтобы помочь своему ребенку развить пространственной мышление, можно предложить следующие занятия:

  1. Пазлы, складывание оригами, лепка из пластилина, вырезание симметричных фигур из бумаги. Рисование планов домов, комнат, разнообразных схем.
  2. Загадки. При помощи них дети учатся распознавать предмет по его признакам.
  3. Клады. Ищите с детьми спрятанные “сокровища”, ориентируясь по схемам и планам.
  4. Рисунки по точкам, штриховка определенных частей фигур и картинок. 

Существует ряд игр, которые помогают в легкой игровой форме развить детское пространственное мышление:

  • Выбери животному дом  Попросите малыша представить какое-нибудь животное. Затем предложите представить, куда можно посадить его: в коробку от торта? В машину? В ящик стола?.
  • Расставь вещи правильно. Поставьте нас стол предметы разных цветов и форм. Попросите его расставить их, следуя вашим указаниям: ближе, чем…, назад от…, немного правее … и т.д.
  • Превращение. Дайте ребенку задание нарисовать круг перед кубиком, овал за квадратом. Попросите представить и изобразить, как будет выглядеть определенная вещь с другой точки обзора: например, машина сверху, дом снизу, и т.п.
  • Шпион на спецзадании. Попросите малыша внимательно осмотреть помещение или пространство вокруг. Затем задайте ему вопросы типа: какая скамейка стоит у тебя слева? Какого цвета большие качели стоят за песочницей, что находится прямо под светильником, и т.п.
  • Рисунок на спинке. Рисуйте пальцем на спине малыша очертания предметов, и предложите ему угадать, что вы изобразили. Когда ребенок будет знать буквы и цифры, рисовать можно будет и их.
  • Мушка. Участие могут принимать два и более ребят, плюс один судья. Начертите на листе бумаги решетку. Количество клеточек может быть разное, но не превышающее 9 на 9. В правый верхний угол мысленно каждый участник должен пометить мушку. Первый игрок называет, куда он мысленно переместил муху: например: влево на одну клетку, вправо вниз на две клетки. Второй игрок делает ход подобным образом. Судья фиксирует сделанные ход. Через определенное количество ходов, каждый игрок должен показать, где в итоге у него оказалась мушка. Судья определяет победителя, ориентируясь на свои записи.
  • Маршрут передвижения. Возьмите карту или начертите маршрут самостоятельно. Ребенка назначьте полицейским, и объясните, что для выполнения задания нужно перейти из пункта А в пункт Б. Затем нужно пройти весь маршрут вместе с малышом, попросив его комментировать свои действия: “Повернул направо”, “Иду прямо”, и т.д. Можно разнообразить игру, попросив малыша представить, что он работает диспетчером, и направляет транспорт из одной точки в другую.
  • Волшебство в мешочке. Положите в холщовый мешок различные геометрические фигуры. Предложите малышу на ощупь определить, что он держит в руке. Затем задания можно усложнить: добавьте к фигурам игрушку, и попросите ребенка выбрать лишнее.

Самостоятельность ребенка

Одним из самых важных навыков в развитии ребенка является самостоятельность. В зависимости  от того, сколько действий взрослые разрешают ребенку делать самостоятельно, зависит его уверенность, решительность и успех в будущем.

Для развития самостоятельности ребенка, психологи советуют поиграть с ним в такую игру, как:

  • Помоги мне дойти домой. После прогулки или выходя из детского сада, предложите малышу стать своим проводником. Пусть он самостоятельно выберет дорогу домой или в магазин.

Упражнения для развития речи

Упражнения для развития речи у дошкольника помогают ему правильно произносить звуки и буквы, строить сложные предложения, пересказывать тексты, запоминать информацию.

little girl blowing a pink pinwheel

Для того, чтобы развить речь, предлагают следующие развивающие занятия:

  • Глубокой дыхание. Помогает малышу не только строить длинные предложения, но и договаривать их до конца. Для этого следует построить лабиринт из конструктора или кубиков. Задачей ребенка будет дуть на шарик из ваты или мячик от пинг-понга, и провести его до финиша. Можно использовать также бумажные кораблики в тазу с водой. Таким же образом, дуя на свой корабль, нужно привести его в назначенное место.
  • Что вижу — то расскажу. Малыш должен выбрать и загадать какой-нибудь предмет на улице или дома. Подробно его описать, но не называть. Задачей родителей будет угадать задуманную вещь.

Воображение

Воображение нужно каждому человеку. Многие заблуждаются, считая, что оно необходимо лишь людям творческих профессий. Для детей воображение позволяет получать  удовольствие от чтения книжек, придумывать и изобретать новое.

  • Волшебная ладошка. Обведите кисти рук или стоп малыша на бумагу. Предложите придумать и нарисовать различные предметы, которые малыш видит в них. Затем задание можно усложнить со временем: опытному ребенку можно предложить преобразить кляксу, цветовое пятно и тому подобное.
  • Альбом воспоминаний. Рекомендуется делать в течение определенного времени, например, летом. Предложите ребенку сохранить памятки о ярких событиях: цветы, билеты, камушки, ракушки, и т.д.
  • Собери от А до Я. Напишите на листке бумаги буквы от А до Я. На прогулке предложите ребенку назвать предметы и вещи, которые встречаются по пути, которые начинаются на определенную букву. Эта игра не только помогает лучше запомнить алфавит, но и расширит его кругозор, разовьет внимание.
  • Карта. Нарисуйте вместе со своим ребенком свой двор и окрестности. Не забудьте указать важные для малыша места и любимые маршруты. Потом можно будет предложить составить карты и других важных для детей мест.
  • Приглашаем на выставку.  Предложите своему малышу организовать выставку памятных и важных для него вещиц, и пригласите на нее близких родных: бабушек-дедушек, дядь и теть. Попросите малыша рассказать о дорогих ему вещах.
  • Придумаем полезного робота. Дайте задание детям: нужно придумать робота, которого еще нет на свете. Необходимо поразмышлять, чем именно будет он заниматься: поиграет вместе с малышом, поможет  сложить вещи, побегает на перегонки?. Затем предложите нарисовать этого робота на бумаге. Вариант: предложить нарисовать животное, которого нет. И придумать про него рассказ: где живет, почему так выглядит, что делает. Это задание учит ребенка нестандартно мыслить.

Учим ребенка запоминать цвета

Для того, чтоб на практике научить ребенка определять и различать цвета, можно предложить следующую игру:

  • Разложи по цветам. Предложите малышу разложить игрушки по цветам в разные коробки. Затем задание можно усложнить: в одну коробку складывать маленькие предметы белого цвета, в другую — большие синего, например. Это поможет малышу не только привыкнуть складывать все по местам, но и облегчит процесс запоминания цветов.

Онлайн консультация

Для того, чтобы получить онлайн консультацию психолога, зайдите на наш сайт и запишитесь на прием к специалисту. Вам не нужно будет терять напрасно время в поисках лучших экспертов по детской психологии, ожидать назначенный час и спешить на консультацию. На страницах нашего сайта мы собрали опытных психологов, которые не только продиагностируют вашего ребенка онлайн, но и определять его слабые и сильные стороны, подберут наиболее подходящие методики, и порекомендуют лучшие занятия для детей.

Подведение итогов

Каждый родитель хочет, чтобы его дети росли не только здоровыми, но и умными. Для этого необходимо приложить некоторые усилия, но зато потом вы сможете гордиться развитием и успехами своего малыша.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *